РЕВИЗОР. ВЕРСИЯ 

Режиссер: Народный артист СССР Роберт Стуруа

Александр Калягин отметил юбилей ролью Хлестакова в спектакле Стуруа

Спектакли бывают хорошие, плохие, очень хорошие и совсем плохие. А бывают выдающиеся. Роберт Стуруа поставил именно такой. Я не восторженная курсистка и понимаю, надеюсь, что говорю.

Роберт Стуруа прочел гоголевский текст театральными средствами. Вот, собственно, и все, что он сделал. Он не переносил действие «Ревизора» в наши дни. Не держал в кармане никаких фиг. Просто театрально прочел гоголевский текст по-своему. Режиссер XXI века вступил в общение с великим текстом, рассказав о собственной боли и тревоге.

Да, режиссер сократил пьесу. Но не вдруг поймешь, что именно выкинуто. Ощущение такое, будто все самое главное осталось. И что самое важное: остался Гоголь. Зал смеется и аплодирует репликам, написанным почти 200 лет назад… Великий текст звучит не хрестоматийно, а живо.

Эта такая вечная игра чиновничьего мира, когда старшему по чину не грех и приврать, а тем, кто помладше, не грех и поверить… Законы такие.

Кто-то считает, что пьеса Гоголя прозвучит современно, если ее героев одеть в сегодняшние одежды, а действие окунуть в наше время. Смешные люди! Текст Гоголя в осовременивании не нуждается. Он нуждается только в том, чтобы прозвучать. А звучит он, когда фантазия режиссера работает не на то, чтобы продемонстрировать саму себя, а на то, чтобы по-новому прочесть известный текст. Просто расставить в нем акценты на том, чего другие не замечали.

Промо ролик спектакля "Ревизор" Версия

Стуруа поставил спектакль про мир чиновничества. Кто-нибудь из нас будет спорить с тем, что российские чиновники создали мир со своими законами, своими отношениями, своими героями и даже со своими борцами? Этот мир фантасмагоричен и реален. Жители этого мира одновременно куклы и кукловоды — зависит от ситуации. Они бывают страшными, бывают смешными. Они не всех принимают в свой мир, но, попав в него, держаться всеми силами.

Когда смотришь на то, как играют чиновников актеры труппы театра «Et cetera», понимаешь: это очень сильная труппа. Все персонажи- разные, с лица необщим выражением. И при этом все — жители одного мира, для кого самое страшное- быть выкинутым из этой чиновничьей жизни.

Хлестаков в спектакле «Ревизор. Версия» — стар. Он выезжает в инвалидной коляске. Знаменитую сцену вранья произносит устало, как человек, которому надоело врать. И все вокруг понимают, что он врет. Эта такая вечная игра чиновничьего мира, когда старшему по чину не грех и приврать, а тем, кто помладше, не грех и поверить… Законы такие.

Уставший от жизни Хлестаков. И жену губернатора (блестящая работа Натальи Благих) он соблазняет лениво, я бы сказал, по привычке. И саквояж, куда чиновники складывали взятки, забывает взять, потому что Осип (неожиданно и здорово сыгранный Григорием Старостиным) заберет. Это уже не первый раз. Это уже разработано все.

Как, собственно, и бывает в жизни, когда мистика вдруг врывается в реальность, а усталая реальность иногда дает мистике порезвиться.

Александр Калягин играет Хлестакова так, как может играть только Александр Калягин — мастер трагикомического театра. Это одновременно и человек и символ. И живая душа и маска. Перебираю в голове эпитеты — не могу нового изобрести: выдающаяся работа большого актера.

Можно, конечно, писать, что вспоминаются, мол, другие роли актера, сыгранные там-то и там-то… Да ничего не вспоминается, разве что после спектакля. Хлестаков Калягина захватывает: глаз не отвести. Невероятно наблюдать за этим персонажем и за тем, как артист на наших глазах вылепливает этого совершенно неожиданного и очень сегодняшнего Хлестакова.

Рядом с Калягиным играть здорово. Рядом с Калягиным играть трудно: надо соответствовать. Владимир Скворцов, играющий Городничего, — партнер достойный.

Вон оно как все перевернулось в спектакле Стуруа! Относительно молодой Городничий учится у пожилого Хлестакова. Если угодно, эта версия «Ревизора» — еще и уроки чиновничества. Скворцов играет хозяина города, который мгновенно превращается в слугу, когда перед ним старший по рангу. Играет очень узнаваемого, абсолютно живого человека.

Городничий — центр этого чиновничьего мира. Но у него есть своя боль и даже, если угодно, своя правда. Скворцов играет вне жанра: тут есть и драма, и комедия, и даже трагедия. Но в результате выходит не эклектика, а цельность. Как это получается у артиста, надо у него спрашивать. Но ведь получается же!

Как может режиссер столько всего сочинить, ставя столь известную пьесу, вообще непонятно

Гоголь у Стуруа — автор, для которого рамки реализма тесны, а рамки мистического спектакля чересчур поверхностны. Спасение — в соединении. Как, собственно, и бывает в жизни, когда мистика вдруг врывается в реальность, а усталая реальность иногда дает мистике порезвиться.

Стуруа поставил спектакль, в котором нет ничего лишнего или случайного. Если вдруг вам понадобится объяснить кому-нибудь суть профессии режиссера, приведите этого человека на «Ревизора» в «Et cetera». Эта абсолютно зрительская (неслучайно на улице спрашивали лишний билетик) постановка, еще и учебное пособие по режиссуре.

Спектакль живет каждую минуту, каждое мгновение. Нет ни одной не придуманный сцены, ни одного в пустоту сказанного слова. Как может режиссер столько всего сочинить, ставя столь известную пьесу, вообще непонятно. Но ведь может же!

И, наконец, наверное, самое главное. Мне лично — не настаиваю — надоело в современном театре разгадывать всякие режиссерские кроссворды, намеки и проч. Я лично — не настаиваю опять — хожу в театр за удовольствием. Получаю его. Но редко.

И потому спасибо создателям. За радость и удовольствие. Ведь этого сегодня так не хватает.

Андрей Максимов

БЛИЖАЙШИЙ СПЕКТАКЛЬ

27 августа 2019г.,  19.00 / 11, 21 сентября 2019г., 19.00 заказать билет онлайн

ДРУГИЕ НОВОСТИ

Российская актриса Благих Наталья. Заслуженная артистка России. Благих Наталья
ГЛАВНАЯ
 
Read more.
МОИ УНИВЕРСИТЕТЫ
ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ Наталья окончила Российский институт театрального искусства — ГИТИС в 1997 году (курс П. Н. Фоменко). Играла в нескольких
Read more.
Наталья Благих и Александр Калягин
АФИША
. . . В ЗОНЕ ДОСТУПА (премьера) Онлайн-драма Автор: Полина Бабушкина Режиссер: Иван Миневцев   В телефоне зашифрована вся наша жизнь
Read more.
Утиная охота. Актриса Благих Наталья. Театр Et Cetera
УТИНАЯ ОХОТА
УТИНАЯ ОХОТА Автор: Александр Вампилов Жанр: саундрама. Гран-при Театральной премии СТД РФ «Гвоздь сезона« (2017г.) УТИНАЯ ОХОТА не первая работа
Read more.
Благих Наталья. Спектакль Ревизор. Версия
РЕВИЗОР. ВЕРСИЯ
РЕВИЗОР. ВЕРСИЯ  Режиссер: Народный артист СССР Роберт Стуруа Спектакли бывают хорошие, плохие, очень хорошие и совсем плохие. А бывают выдающиеся. Роберт
Read more.
Благих Наталья. ПЕСНИ ВОЙНЫ
НАДЕЖДА, ВЕРА И ЛЮБОВЬ…
НАДЕЖДА, ВЕРА И ЛЮБОВЬ… Музыка Победы Песни войны – то немногое доброе и светлое, что осталось нам в наследство от
Read more.
СЕРДЦЕ НЕ КАМЕНЬ. Аполлинария Панфиловна - Наталья БЛАГИХ. Театр Et Cetera п/р А.А. Калягина
СЕРДЦЕ НЕ КАМЕНЬ
СЕРДЦЕ НЕ КАМЕНЬ «Если хотите поговорить о наболевшем – смело обращайтесь к Островскому. Он очень современный», — уверен режиссер спектакля.
Read more.
Спектакль
БУРЯ
БУРЯ Театральный мудрец, поставивший все великие пьесы Шекспира, Роберт Стуруа вместе со своими соавторами, художником Георгием Алекси-Месхишвили и композитором Гией
Read more.
Поет Благих Наталья. Романтика романса
ТВОРЧЕСТВО
РОМАНТИКА РОМАНСА Видео программы «Романтика романса«. В программе принимают участие: ученица Петра Фоменко Заслуженная артистка РФ Наталья Благих; Иван Ожогин,
Read more.
Благих Наталья актриса
НОВОСТИ
ПРОЕКТЫ. ВСТРЕЧИ. ИНТЕРВЬЮ   Интервью «Без судьбоносных выборов»  «ТО» ИНТЕРВЬЮ Привет-привет! Ребята из «ТО» бодро начали сезон 2017-2018 новым выпуском,
Read more.
Наталья Благих интервью
«ТО» ИНТЕРВЬЮ
«ТО» ИНТЕРВЬЮ Ребята из «ТО» бодро начали сезон 2017-2018 новым выпуском, в котором я с удовольствием стала их гостьей. Присоединяйтесь
Read more.
Актриса Благих Наталья
«Театр — это не музей»
ТЕАТР — ЭТО НЕ МУЗЕЙ Интервью в рамках фестиваля «CHELоВЕК ТЕАТРА» Со 2 по 8 марта 2018 года в Челябинске
Read more.
Наталья Благих в роли Люсьет Готье. Театр Et Cetera.
ГАЛЕРЕИ
ФОТОГАЛЕРЕИ СПЕКТАКЛИ И РОЛИ ПРОБЫ СПРАВКИ И ЗАКАЗ БИЛЕТОВ: +7 (495) 781-781-1 +7 (495) 625-21-61   theatre@et-cetera.ru СОТРУДНИЧЕСТВО: nabat0072@mail.ru Адрес
Read more.
Наталья Благих Как Марлен Дитрих
ПРОБЫ
ПРОБЫ… СПРАВКИ И ЗАКАЗ БИЛЕТОВ: +7 (495) 781-781-1 +7 (495) 625-21-61 theatre@et-cetera.ru СОТРУДНИЧЕСТВО: nabat0072@mail.ru Адрес «ТЕАТР ET CETERA»: 101000, Москва,
Read more.
Благих Наталья. РЕВИЗОР. ВЕРСИЯ
СПЕКТАКЛИ И РОЛИ
СПЕКТАКЛИ И РОЛИ СПРАВКИ И ЗАКАЗ БИЛЕТОВ: +7 (495) 781-781-1 +7 (495) 625-21-61 theatre@et-cetera.ru СОТРУДНИЧЕСТВО: nabat0072@mail.ru Адрес «ТЕАТР ET CETERA»:
Read more.
Благих Наталья - куртизанка Комедия ошибок
КОМЕДИЯ ОШИБОК
КОМЕДИЯ ОШИБОК «Комедия ошибок» – это переделка комедии римского писателя Плавта «Менехмы». В историю о двух близнецах Шекспир добавил еще
Read more.
Благих Наталья - Калягин
НАТАЛЬЯ БЛАГИХ: «Без судьбоносных выборов!»
НАТАЛЬЯ БЛАГИХ: «Без судьбоносных выборов!»  СПРАВКИ И ЗАКАЗ БИЛЕТОВ: +7 (495) 781-781-1 +7 (495) 625-21-61 E-mail: theatre@et-cetera.ru СОТРУДНИЧЕСТВО: E-mail: nabat0072@mail.ru
Read more.
СПРАВКИ И ЗАКАЗ БИЛЕТОВ: 
+7 (495) 781-781-1 
+7 (495) 625-21-61
theatre@et-cetera.ru 

СОТРУДНИЧЕСТВО: nabat0072@mail.ru  

Адрес «ТЕАТР ET CETERA»: 101000, Москва, Фролов пер., 2 ПРОЕЗД: Метро «Тургеневская», «Чистые пруды», «Сретенский бульвар» СХЕМА ПРОЕЗДА