ИНТЕРВЬЮ: ТЕАТР - ЭТО НЕ МУЗЕЙ
Интервью в рамках фестиваля «CHELоВЕК ТЕАТРА» | 2018г.
Со 2 по 8 марта 2018 года в Челябинске прошел шестой по счёту театральный форум «CHELоВЕК ТЕАТРА». В этом году в рамках фестиваля состоялся ряд мастер-классов и творческих встреч. Студенты Челябинского института культуры встретились с лауреатом «Золотой маски» Натальей Благих. Специально для сайта Управления культуры Наталья Александровна дала небольшое интервью
– Наталья Александровна, добрый день. Рады приветствовать вас на уральской земле. Мы знаем, что Челябинск – это ваш родной город.
– Да, я родилась и выросла в Челябинске. Поступила на библиотечный факультет института культуры. К сожалению, сразу почувствовала, что это не моё: все эти библиотечные карточки и тому подобное. Меня отчислили с первого курса за непосещаемость. Потом были сомнения, метания: долго не могла определиться, чем же я хочу заниматься. Еще и время было такое неспокойное – 90-е годы. Пошла в модельный бизнес. Кстати, перед вами первая Мисс Челябинск в истории нашего города. В 1993 году я все-таки определилась и решила поступить в театральный институт в Москве, но не потому, что я чувствовала особенный призыв к этой профессии. В то время я уже была замужем. Супруг, закончивший режиссерский факультет челябинского института культуры, поехал поступать в ГИТИС и взял меня с собой. Так я попрощалась с Челябинском.
Поступила в ГИТИС на актерский факультет, на курс Петра Наумовича Фоменко. У него было особое чутьё, особый глаз, который видел не то, что есть, а что может быть. Убеждена, что если бы пошла к другому мастеру, и меня бы не взяли, то, наверное, не сильно и расстроилась бы.
– Что для вас фестиваль «Человек театра»?
– Я впервые на фестивале. К сожалению, в силу большой загруженности мало что успела посмотреть. Для меня этот фестиваль, прежде всего, встреча с родным городом, людьми, которых я знаю. Любой фестиваль, какой бы направленности он не был, какие бы задачи перед собой не ставил, – это чрезвычайно полезное и необыкновенное дело. Подобные фестивали, безусловно, необходимы, особенно это важно для городов, отдаленных от столицы.
– С вашей точки зрения, какую функцию несут такие фестивали?
– Конечно, это общение между театральными людьми. Важно, чтобы коллективы, которые не имеют возможности часто выезжать на гастроли, чувствовали, что они вписаны в контекст российской театральной жизни. При этом для артистов весьма значимо услышать как мнение профессиональных критиков, так и зрителей. Возможно, для некоторых молодых артистов этот фестиваль станет судьбоносным. Здесь могут произойти такие необыкновенные встречи, которые определят всё твое будущее.
– Для вас предпочтительнее играть в театре или в кино?
– Так сложилось на данный момент (на будущее не зарекаюсь, никто не знает, что нас ждет), сегодня моя творческая судьба связана с театром, в кино я снималась не много: оно для меня приоритетом не стало. Отчасти это был мой выбор: когда мне поступало несколько приглашений – в новый спектакль или в кинокартину, предпочитала роль в спектакле. Но я открыта для предложений, с радостью приезжаю на пробы, время от времени снимаюсь. Я, конечно, понимаю, что кино для артиста – это, прежде всего, узнаваемость. Однако так мало фильмов, которые сделают из тебя мастера, и режиссеров, которые способны сделать из тебя артиста с большой буквы, тоже чрезвычайно мало. Попасть к ним – это счастье и удача. Уверена, моя роль в кино еще впереди. Я думаю, что не надо суетиться, не надо жить с ощущением, что все проходит мимо тебя, что ты чем-то обделён, нужно просто спокойно и достойно делать своё дело. И получать от этого удовольствие.
– Какой ваш творческий девиз? Что для вас творчество?
– Скажу так, никакой миссионерской нагрузки я не чувствую, не нагружаю себя никакими обязательствами. Я очень люблю стихию игры, хулиганство, получаю удовольствие от пребывания на сцене. Когда я пришла в московский театр «ET CETERA», Александр Александрович (А.А. Калягин, художественный руководитель московского театра «Еt Сetera»; Председатель Союза театральных деятелей РФ – Прим. ред.) нам, молодым, сказал: «Играйте так, чтобы мать родная не узнала!». Для меня это стало и творческим девизом, и своего рода профессиональным вызовом – следующую роль сыграть так, чтобы она была не похожа на всё, что я играла до этого. И это я могу приписать к своим скромным творческим достижениям.
– Можете назвать самые непохожие друг на друга роли, которые вы сыграли?
– С одной стороны, роль Уллы в мюзикле «Продюсеры», за которую в 2009 году я получила «Золотую маску». Улла – сама женственность. С другой стороны, Аглаоника в постановке Володи Скворцова «Орфей», я там играю эпатажную, очень агрессивную женщину, такая феминистка до мозга костей – мужененавистница. Эти героини очень разные. Для меня важно, чтобы они не были похожи на меня, чтобы каждая роль удивляла даже моих друзей. К счастью, у меня это получается.
Мюзикл “Продюсеры”. Наталья Благих в роли Уллы:
– У вас есть что-то общее с вашими героинями, например, с феминисткой Аглаоникой?
– Дело в том, что сама актерская профессия предполагает, не быть привязанной исключительно к проявлению женственности. У Мерил Стрип есть прекрасное выражение «Актриса – это больше актриса, чем женщина, а актер – это больше мужчина, чем актер». Для актрисы важно уметь отступать от женственности, иначе репертуар будет очень узкий.
Промо-ролик спектакля “Орфей” в постановке Владимира Скворцова. Наталья Благих в роли Аглаоники:
– Кого вы считаете своими учителями?
– Это, конечно же, Александр Александрович Калягин, Роберт Стуруа и Пётр Наумович Фоменко. Эти три имени определяют для меня всё.
– Бытует мнение, что русский язык сильно изменился за последние десять-пятнадцать лет. Вы согласны?
– Если говорить о вульгаризации языка, то изменения, конечно, произошли. Сегодня, если мы зайдем на молодёжную интернет-страничку, то ничего не поймем. У юных свой язык. Я считаю, бороться с этим в жизни бессмысленно. Так или иначе, язык тоже живая структура, он существует по своим законам, впитывает всё, с чем сталкивается, перерабатывает, отбрасывает и что-то оставляет.
Театр – это та сфера, где мы всё-таки имеем возможность задержать этот процесс. Но следует учесть, что и театр бывает разный. Например, «Театр.dok» (театр документальной пьесы. – Прим.ред.) – это театр непосредственного контакта с жизнью. Если вы хотите увидеть зеркальное отображение – осмысленное, но зеркальное отображение, то идёте в театр «Практика». Здесь вы не предъявляете претензий, более того, вы не хотите очищенного от этой вульгарности языка. Если вы хотите слышать культурный русский язык, вы посещаете Малый театр.
Театр – это тоже живая структура, это не музей, он не может находиться в замороженной стерильной ситуации.
– Любите ли вы читать? Есть ли у вас предпочтения в литературе?
– Если удается, читаю обязательно, запойно. Но, чего не люблю, так это электронный текст, я его просто не воспринимаю. Присылают сценарии или пьесы для прочтения, мне приходится их переносить из интернета на бумагу.
– Ваши любимые писатели, произведения?
– Как бы банально это не прозвучало, но хочется назвать Достоевского, Пушкина, Толстого, Довлатова. Для восстановления эмоциональных сил читаешь именно этих авторов. С другой стороны, я стараюсь, быть в курсе всего того, что происходит в современной литературе. Я стараюсь не пропускать ничего из того, что появляется у Людмилы Улицкой и Дины Рубиной. Мне кажется очень интересным, что у нас такая сильная женская литература в последнее десятилетие.
У меня недавно был период, когда я запоздало, но прочитала почти всё, что у нас переведено у Харуки Мураками. Притом, не потому, что мне это необыкновенно нравилось, а потому что я столкнулась с мышлением, которое значительно отличается от нашего, я имею ввиду европейский тип мышления. Я абсолютно не могла предугадать, куда движется сюжет, не могла сама сделать вывод из того, что он излагает. Я вдруг столкнулась с типом мышления, которое не совпадает с нашей типологией, это и привлекло внимание.
– Что бы вы хотели пожелать своим землякам и фестивалю «Человек театра»?
– Фестивалю пожелаю БЫТЬ! Зная, как это сейчас непросто – столько усилий приходится прилагать, чтобы существовать и процветать. Непросто найти деньги, непросто всё организовать, особенно сегодня, когда не хватает средств на дороги, образование, здравоохранение, экологию. Уже, казалось бы, какой фестиваль, какой театр? И замечательно, когда власти города понимают, что это необходимо. Своему родному городу желаю процветания, чтобы максимальные усилия были направлены на решение экологических вопросов. К сожалению, я вижу, что ситуация к лучшему пока не меняется. Надеюсь, что у всех хватит мудрости не махнуть на проблему рукой.
9 марта 2018г.
СМОТРИТЕ ДАЛЕЕ
Факультет новых направлений сценических искусств в ГИТИС
XX церемония вручения Народной премии «Светлое прошлое»
Интервью РАДИО КАМЧАТКА
Звание “НАРОДНЫЙ АРТИСТ”
ТВ КУЛЬТУРА. Главная роль. 2023
Интервью “Театральная афиша столицы”
Спектакль “МАНДАТ”
ОТЗВУКИ ТЕАТРА
Интервью ТО
Спектакль “НАДЕЖДА, ВЕРА И ЛЮБОВЬ…”
Спектакль “В ЗОНЕ ДОСТУПА”
Спектакль “СТАКАН ВОДЫ”
Спектакль “БУРЯ”
Спектакль “СЕРДЦЕ НЕ КАМЕНЬ”
Спектакль “РЕВИЗОР. ВЕРСИЯ”
Спектакль “КОМЕДИЯ ОШИБОК”
Спектакль “БЫТЬ!”
МОИ УНИВЕРСИТЕТЫ
Интервью в «Культурный обмен» на ОТР
Фильм-интервью
ГАЛЕРЕЯ “СПЕКТАКЛИ”
ГАЛЕРЕЯ “ПРОБЫ”
ФОТОГАЛЕРЕЯ
«Театр – это не музей». Интервью
Спектакль “УТИНАЯ ОХОТА”
СПРАВКИ И ЗАКАЗ БИЛЕТОВ:
+7 (495) 781-781-1
+7 (495) 625-21-61
СОТРУДНИЧЕСТВО: nabat0072@mail.ru
АДРЕС: «ТЕАТР ET CETERA»:
101000, Москва, Фролов пер., 2 ПРОЕЗД: Метро «Тургеневская», «Чистые пруды», «Сретенский бульвар»